Новости

История

Богатыревское население начали обращать в православие с 1740-х годов, когда шла массовая насильственная христианизация чувашского народа российской колониальной властью.









Çынсене (Хыркасси ялĕсене) хĕллехи вăхăтра тĕне кĕртнĕ. Канашал енче пĕр пĕчĕкех мар кÿлĕ пулнă (халь вăл типсе ларнă). Çавăнта чиксе кăларнă та тăлăпĕсене пĕркентерсе килĕсене ăсатнă. Çак лапам вырăн халĕ те палăрать. Приход утвержден в 1747-1748 годах. На выданном причту Евангелии на старославянском языке и графике стоит дата «1748 г.» — время царствования Елизаветы Петровны. Его получил священник Ионн (Савян?) 15.01.1748. На последней странице подписался некий Макарий Георгиев. Деревянная церковь в с. Богатырево построена в 1749 году на месте киремети. Местное население вплоть до второй половины ХIХ в. фактически оставалось в своей исконной вере. И оттого устанавливаемые часовни, модельные дома, деревянные церкви часто горели, страдали и церковнослужители, вносящие в местную среду чуждые обычаи, язык, мораль.



Христинанизация с последующим обрусением была государственной политикой Российской империи. Это явствует и из именного указа тогдашней императрицы Анны Иоанновны Сенату от 11.09.1740 года о мерах по удержанию новокрещенных из нерусских народов а православной вере:

«Новокрещенных иноверцев, которые живут в одних деревнях с некрещенными, перевесть в другие деревни и поселить с крещеными иноверцами и старинными русскими людьми».



Приход села Гурьевское, «Салтыганово тож», в 1805 году включал Салтыганово (390 мужчин и 417 женщин), д. Богатырево (259 мужчин и 264 женщины), д. Первое Шаксубино (110 мужчин и 129 женщин), д. Второе Шаксубино (174 мужчины и 204 женщины, д. Аткенево (179 мужчин и 208 женщин), д. Чебаево (270 мужчин и 298 женщин), д. Бибарсово (264 мужчины и 134 женщины) всего 514 дворов, 1769 мужчин и 1969 женщин. Как тогда указано, «церковь деревянная в один этаж во имя Гурия, Варсонофия и Германа — казанских чудотворцев».



В начале 1820-х годов в приходе решили, что в селе «церковь ветхая, на 10 саженях каменное здание, старое построено в 1749 году, в приходе 1766 душ мужского пола (на один двор тогда считали 4 мужчины). Священнослужители получают с каждого венца в год по три пуда ржи и по два пуда овса и вместо сена по 20 копен с ревизской души». За разрешением на строительство к архиепископу в Казань от имени прихожан (21.05.1822) отправили Федора Иванова (1 Богатырево) и Ивана Андреева (Второе Шаксубино). Заявление рассмотрено 30.06.1822 года положительно. 10.07.1822 года архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий выдал богатыревцам грамоту: «Мы благословляем строить новую каменную церковь во имя святых Гурия и Варсонофия с приделом святого апостола Ионна Богослова». Строительство церкви закончено в 1826 году, освящена она в 1827 году.



Грамота от 10 июля 1822 года с благословением на строительство новую каменную церковь










В церкви хранится также антиминс, выданный церкви в царствование императора Александра Николаевича 7.08.1866 года архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием.



                                      Антиминс, выданный церкви в царствование императора
                                       Александра Николаевича 7.08.1866 года архиепископом
                                        Казанским и Свияжским Афанасием

Сохранилась с тех времен полная звонница на колокольне из шести колоколов. Колокола отлиты в 1878 году, вес большого колокола составляет 17 пудов (278 кг).




Новая каменная церковь, построенная рядом с деревянной на средства жителей Бибарсовской (Богатыревской) волости, очень красиво смотрелась с Хорнзьол (межуездной дороги Ядрин-Цивильск). Здание это до сих пор стоит и действует. Длина церкви с колокольней составляет 11 сажен (23.5 м.), наибольшая ширина — 5 сажен и 1 аршин, высота до верхнего карниза — 4 сажени 2 аршина. На церкви имеется одна большая глава и другая малая над алтарем. Иконостас главного храма: длина 3 сажени 2,5 аршина, высота 6 сажен^; иконостас придела: длина 2 сажени, высота 2 сажени 2 аршина. Колокольня — трехяьрусная, высотой 6 сажен 2 аршина.


Приходские деревни располагались недалеко (по состоянию конца ХIХ в.): Салтыганово в 2 верстах (считая расстояние до материнского околодка Топтулкасы), Байдушево — в 1 версте, Первое и Второе Шаксубино — в 3 верстах, Бибарсово — в 7 верстах, Эткенево — в 8 верстах, Чебаево — в 7 верстах, Первое Богатырево — в 8 верстах. Вплоть до 1918 года церковь выполняла на своей территории и функции загса (учет рождающихся, бракосочетающихся и умерших), вопросы размещения обьектов соцкультбыта и др. Например, на 1898-1899 год Богатыревская церковь имела на своем попечении земскую школу (90 учеников) и четыре школы грамоты (всего 83 учащихся). Журнал (книга) для записей актов гражданского состояния, называемый «метрической книгой», выдавался церкви под строгим учетом и систематически проверялся вышестоящими духовными органами. Например, «Книга, данная из Козьмодемьянского духовного правления Ядринского уезда села Богатырева Гурьевской церкви священникам Захарию Ливатову, Иоанну Скворцову и Михаилу Беллицкому и причту, для записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших на 1834 год».


Основные служители Богатыревской церкви в ХIХ веке:

священники Семен Архипов Софотеров (1790-1820);

Михаил Иванов Беллицкий (1815-1850);

Иоанн Александрович Скворцов (1830-1845);

Алексей Любимов (1840);

Семен Ливатов (1830-1880);

Захарий Ефимов Ливатов (1818-1865);

Стефан Ливатов (1866);

Алексей Аристов (1879, 1880);

Василий Ястребов (1878);

Кронид Бенедиктов (1887);

Александр Павлович Софроницкий (1878-1918);

Виктор Александрович Бузановский (1895-1910);

Симеон Троицкий (1904, 1907);

Евгений Троицкий (1900-1915);

Семен Лазарев (1911) и т. д.


На 1899 год епархией первому священнику (А. П. Софроницкий, 1848 гр., благочинный) был установлен оклад в 160 рублей, второму (В. А. Бузановский, 1871 г. р.) — 106 рублей. Кроме того, церковь имела 69 дес. земли (усадебной, луговой и пахотной), ежегодно собиралась руга по 2 меры ржи и по 2 меры овса с венца, что распределялось на весь причт. Причт состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков.


Дьяконами служили (с примерными датами):

Василий Семенов (1800-1815);

Яков Андреев Центовский (1817-1845);

Полиевтов (1897);

Афиноген Центовский (1860-е гг.);

Александр Фортунатов (1866);

Александр Иванович Весновский (1906-1914);

Василий Александрович Макарьевский (1834 г. р., окончил духовное училище 1868-1905).


В 1898 году последнему платили 70 руб. в год. Старостой церкви тогда работал Ефрем Васильев.


Прежде дьяконов часто заменяли дьячки, которых в штате обычно числилось до двух. В Богатыревской церкви таковыми были:

Семен Иванов (1817, 1828);

Семен Красно (1828);

Петр Алексеевич Любимов (1817, 1819, 1828, 1832, 1841);

Илья Андреев (1828, 1831);

Михаил Петрович Краснов (1847);

Иван Рапидов (1863, 1864);

Матвей Богатырев (1847, 1863, 1864, 1861).


Псаломщиками работали:

Бурцевский (1878);

Матвей Богатырев (1878-1883);

Илья Краснов (1887);

Павел Ильич Громов (1874 г. р., после духовного училища с 1896 г.);

Семен Иванович Вишневский (1880 г. р., семинарист, с 1896 г.).


В 1899 г. последним двум назначили: первому 30 руб., второму 40 руб. в год.


В начале ХХ века псаломщиками в Богатырево были:

Михаил Александрович Смирнов (в сане диакона),

Иван Александрович Зиготин,

Федор Николаевич Белов.


Пономарями в этой церкви в свое время служили:

Павел Федоров (1817, 1825);

Никита Иванов (1828);

Иван Александрович Богоявленский (1832);

Иван Михайлович Беллицкий (1841, 1847);

Владимир Бурцевский (1864, 1866, 1879).


Священнослужители, являясь более всех образованными, играли значительную роль в общественной жизни села. Так, широко в округе Богатырева была известна в Х1Х в. семья Ливатовых (в ХХ веке — Липатовы). Почти шесть десятилетий они проповедовали в селе, находясь на разных церковных должностях. Некоторые позже служили далеко отсюда, например, А. Липатов в 1911 г. был псаломщиком чувашского села Ерилкино Бугурусланского уезда. Были среди них и чиновники. Так, Георгий Липатов работал в Чувашском книжном издательстве (весной 1919 г., в Казани). А Петр Ливатов еще в середине 1830-х годов окончил Чебоксарское уездное училище.


С 1870 — годов православная церковь с помощью государства т различных массионерских организаций добилась заметных успехов в христианизации чувашского населения. Значительную роль здесь играла школа. Из воспоминаний А. И. Ельмакова, 1898 г. р.: «Эпĕ шкула çÿреме пуçланă çĕре Турра чунтан-чĕререн ĕненнĕ, пĕрмаях унтан пулăшу ыйтнă. Шкула çÿреме тытăнсан (9 çулта), ман „телее“, ватă учительница Пелагия Ивановна та питĕ Христоса кĕл тăваканскер пулчĕ, чиркĕве каймасăр пĕр кĕлĕ те сиктерместчĕ, хваттерĕнче те час-часах лампадă çунтаратчĕ. Кунта эпĕ Пелагия Ивановнăна хурласшăн мар. Вĕрентес енчен вăл пирĕн шкулта чи лайăх вĕрентекенсенчен пĕри — халăх юратнă 40 çул ытла ĕçленĕ революци хыççăн ватă пуçпа Коммунистсен партине те кĕнĕччĕ вăл.


Лайăх вĕреннĕ пирки ытти ачасемпе пĕрле чиркÿре юрлаттарнисĕр пуçне Пелагия Ивановна мана час-часах „часы“ текен кĕлĕсене вулаттаратчĕ. Кайран Иккассинчи шкулта вĕреннĕ чухне те çавнашкалахчĕ. Пĕр сăмахпа каласан — эпĕ Христос Турăсăр пĕр утăм та пусман, пачăшкă сăмаххисенчен иртмен».


1912 çулхи Мăнкун умĕнхи «асап эрни». Кĕçнерни кун — 12 евангели вуламалли каç. Теме пула каçхи кĕлле чиркĕве кайма каярах юлнă. Чиркĕве васкакан пачăшкă умне утса пыратăп та эпĕ алă лапписене курка пек чăмăртаса: «Благословите, батюшка», — тесе пуçа таятăп. Пачăшкă мана: «Пошел ты к черту», — тесе аллипе аякалла сулса хăварчĕ. Çакна илтсен эпĕ чутах ÿкеттĕм, пĕтĕм вăй-хал пĕтсе кайрĕ, куççуль те шăпăрах юхса анчĕ... Пĕр кана анраса тăнă хыççан тин тăна кĕрсе чиркĕве кĕлле кĕтĕм.


Çакăн хыççăн эпĕ нумайчен лăпланаймарăм, пачăшкă çине хытă тарăхрăм. Христос сăнне пăхса тата хытăрах кĕлтăва пуçларăм. Пурне те куракан, пурне те пĕлекен, пуринчен те ырă, вĕçĕмсĕр хăватлă Турра эпĕ хама шуйттан патне яракан пачăшкăна ахаль ан каçар тесе пайтах кĕл турăм. Анчах çав пачăшкăна нимĕн те пулмарĕ, вăл тĕттĕм халăха улталаса, самăртнă сысна пек сарăлса кăна пурĕнчĕ.


В 1923 году в облисполкоме Чувашской автономии под № 23 было зарегистрировано Богатыревское религиозное обьединение на основе Устава и списка верующих (1389 человек), был заключен договор с исполкомом об аренде имущества и здания церкви.


Осенью 1941 года одно из воинских подразделений формирующейся в Чувашии 238-й стрелковой дивизии стояло в д. Нижние Кибекси. Чтобы обеспечить солдат хлебом, решили здесь построить небольшую пекарню. Но кирпичей не было. Власти решили разобрать часовню, сложенную еще ХVIII веке из красного кирпича на месте древнейшей киремети в с. Богатырево. Но приведенные сюда бойцы отказались трогать часовню. Тогда, долго не раздумывая, берется за ломку святого места богатыревец, учитель местной семилетки Никифоров Иван Никифорович, не призванный в армию по состоянию здоровья. Подошел он к часовне и со словами: «Если действительно есть Бог, то пусть за мои действия меня он покарает за одни сутки». Вытащил из ниши икону Богородицы и разбил её. Затем Иван поднялся по лестнице на саму часовню и сорвал железную крышу и начал разбирать кирпичи. Солдатам пришлось только ему помогать. Так была разобрана часовня, которая простояла полтора века... А дальше... А дальше так и получилось: действительно, он умер через сутки. Умер в своем доме, на постели. Похоронили его, тысячу раз вспоминая его слова. Вдова его, Вера Александровна, прожила весь ХХ век.


В 1942 году храм был закрыт, богослужения здесь возобновились только в 1944 году, за неделю до Пасхи. На открытие народу собралось много, пришли и учащиеся местной школы. Священником в первое время работал русский. (От него в селе остался сын, после работавший капитаном парома). После войны батюшкой в селе был уроженец д. Хорнвары. Он жил в церковной сторожке (дочь 1931 г. р., сына звали Павлом). В 1950-х годах за церковью сельская молодежь устроила танцплощадку, стояли турники.


В новое время приход церкви Святителя Гурия архиепископа Казанского зарегистрирован 6.01.2000 года. По постановлению № 351 от 23.10.2000 года, выданного администрацией Цивильского района ЧР, церковью используется на правах бессрочного пользования земельный участок только под территорией церкви, за каменной оградой.


В 2010 году на колокольне сменили кровлю и установили новый шпиль. В 1985-1999 годы священником здесь служил Георгий (1941-2001), в 1999-2003 годы — Александр Панзин. 2003-2006 годы — Геннадий, (Владимир из с. Балдаево). В настоящее время по указу № 230 от 24.05.2006 года митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы настоятелем является иерей Алексеев Георгий Иванович (из п. Первомайск Ибресинского района).


Из книги "Земля Богатырёвская" - Е.Е.Ерагин, Чебоксары "Новое Время", 2014 год













Made on
Tilda